Андрей Козлович. Четвёртый канал
Арканар и Штирлиц: Почему наши Прогрессоры проиграли фашизму?
ОглавлениеПодвиг в чудовищной реальности
Феномен Штирлица в Арканаре
"Трудно быть богом" - пожалуй, самое киногеничное произведение братьев Стругацких. И хотя Арканар пытались воплотить на экране не раз, достойная экранизация, на мой взгляд, всё еще ждет своего режиссера, способного передать не только грязь средневековья, но и метафизику Прогрессорства.
Подвиг в чудовищной реальностиВеличие этой истории - в людях. Прогрессоры добровольно оставили мир "Прекрасного Далёка" (Ноосферу будущего) и погрузились в феодальное Инферно. Их цель благородна: помочь планете пройти путь к справедливому обществу, заплатив меньшую цену, чем когда-то заплатила Земля.
Интересно, что эта работа нам удивительно близка и понятна. Почему?
Феномен Штирлица в АрканареАналогичный феномен мы наблюдали с фильмом "Семнадцать мгновений весны". Где обычный советский человек, а где - разведчик в верхушке Рейха? Но улицы пустели, когда шёл сериал.
Помните слова Штирлица: "Я делаю за немцев ту работу, которую они должны делать сами"? Именно этим занимаются Антон-Румата и его коллеги в Арканаре. Они пытаются "прополоть" чужую историю, выполняя работу за местных жителей.
Ошибка Мира Полдня: Тупик коммунизма?Но здесь бросается в глаза фатальное различие. У Штирлица получалось. У землян в Арканаре - нет.
Стругацкие уже тогда, возможно исподволь, фиксировали тревожный симптом: безупречная, на первый взгляд, система "Мира Полдня" заходит в тупик. Земляне не просто не помогли Арканару - они невольно ускорили приход катастрофы. Благодаря их "гуманному" вмешательству фашизм воцарился на планете гораздо раньше, чем это диктовал естественный ход истории.
Прогрессорство обернулось регрессом.
Итог Повесть обязательна к прочтению (и перечитыванию). Это не просто фантастика, а жёсткое предупреждение о том, что происходит, когда высокие идеалы сталкиваются с непониманием законов социальной энтропии.
Отсюда:
https://dzen.ru/a/aYu48iIhLX2_CT3AВидите классическую ошибку? Не Стругацких, а автора?..